суббота, 27 декабря 2014 г.

Экскурс в прошлое... или уходящий 2014

   Всем привет. Так вышло, что весь соревновательный сезон я был занят поездками на соревнования, сборы, организацией своего личного тренировочного процесса, а так же подготовкой ориентировщиков которые тренируются у меня. И  получилось, что я перестал публиковать новости о мероприятиях в своём блоге. Сейчас, что бы не оставаться в долгу у 2014-го года, я решил наверстать упущенное, так сказать.

 Ну что же, начнём с весны, а точнее с её окончания. В мае у нас проводился Командный Чемпионат в д.Высокая гора. Средняя и длинная дистанции. Стояла устойчивая майская погода. Светило солнце и всё вокруг зеленело. Зная примерный характер местности я выходя на разминку настраивался на спокойную работу с картой и старался не придавать особого значения завалам и зараслям, просто планировал своё ориентирование, выбирая надёжные варианты для взятия КП и используя тропинки. Были конечно
недоработки, не всегда попадал азимутом в точку и приходилось в районе КП быстро привязываться, но я не сдавался и продолжал движение по дистанции. В конце допустил около минутную ошибку, в районе КП не заметил призму. В итоге 10 место по мужской элите и 4-х минутное отставание от лидера. Я подумал после финиша, что в принципе неплохой результат если сравнивать его с моими прошлыми показателями, но я так же и знал, что далеко не чисто прошёл свою дистанцию, а это значит, что могу лучше.
   На следующий день была классическая дистанция со сменой карт. Начал ровно, уверенно размялся перед стартом, длинной дистанции не был удивлён, знаю что готов бежать по пересечёнке и гораздо большие расстояния. Поэтому и настраивался на качественное выполнение своего ориентирования. Начал очень уверенно в соревновательном темпе, первый КП длинный перегон с выходом в плоское место на микро ямку. Зрительные ориентиры закончились метров за 350 до КП и у меня оставался лишь азимут и моё чувство расстояния. Я просо продолжил верить себе и своим навыкам и отлично взял КП. Далее в середине дистанции начали вылезать ошибки в более заросшем лесу и болотах. Подловил себя на мысли, что я перестал выполнять контроль своих действий и у меня немного пошатнулась дисциплина ориентирования.!. В результате под конец дистанции это вылезло в несколько грубых ошибок и как результат низкое место в протоколе. Проанализировав свои действия я сделал выводы и продолжил свою подготовку дальше. результаты
   Дальше в начале лета у нас проводился Чемпионат г.Минска. Средняя и длинная дистанции. В первый день очень интересная средняя дистанция была подготовлена Беспаловым Романом в виде нескольких петель для элиты. Лес преимущественно от средне до трудно проходимого. Наличие рельефа осложняло преодоление дистанции в условиях очень жаркой погоды. Первая петля была короткой и я очень уверенно справился с ней, чисто выходя в точку КП не обращая внимания на плохую видимость в лесу. После зрительного КП была длинная петля на которой я начал допускать ошибки, начал дёргаться и перестал выполнять своё ориентирование, была мысль отыграть потерянное время, что к сожалению невозможно сделать. На следующий день была длинная дистанция по уже забеганной нами карте Юность. Где планировщик всё же немного разнообразил наши действия на дистанции нестандартной для РБ планировкой дистанции используя короткие связки КП с частой сменой направления в чередовании и длинными перегонами. Бежал в соревновательном темпе уверенно выполняя своё ориентирование, за исключение коротенькой связки КП на зелёной горке, не очень понравилась постановка некоторых КП. Там и потерял несколько минут, которые после компенсировал на длинном перегоне, но этого оказалось не достаточно, что бы подняться выше 3-го места в итоговом протоколе. результаты
   Далее в июле у нас проходили традиционные соревнования в Бобруйске. На которые я планировал поехать ради того, что бы получить зачётные очки в рейтинге БФО. Как я и ожидал уровень проведения данных соревнований если и вырос то очень не значительно, в основном за счёт средней дистанции. Т.к. длинная дистанция была полностью на мой взгляд испорчена планировщиком за счёт использования участка карты за ручьём, который был заполнен водой из-за бобровых платин. В следствии чего не представлялось возможным пересекать его должным образом как это отображено на карте. И в добавок ко всему наличие колючей растительности с крапивой выше человеческого роста вдоль всей поймы ручья. Но есть и приятные моменты, средняя дистанция оказалось очень техничной, сложной, в отличии от классической были очень разнообразные участки карты, как с малым количеством ориентиров так и с очень высокой плотностью ориентиров в районе КП, что и осложняло технические действия ориентировщиков. Результаты оставляют желать лучшего... 
   И сразу же на следующий день после соревнований в Бобруйске мы отправились на фестиваль ориентирования в Алоль. Где нас ждала прекрасная местность, рельефные карты и интересные дистанции. Приехав на место разбили лагерь вблизи озера и побежали на первую тренировку. Купили карты с прошедших соревнований и принялись каждый день  
тренироваться. Повезло с погодой и мы успешно готовились  к старту. Затем приняли участие в соревнованиях. Очень запомнились длинные перегоны на гидрографии и высокие подъёмы по черничкину. А так же несколько перегонов по лесному красивому болоту. Скажу, что бежать гидрографию мне очень нравиться и у меня это всегда получалось лучше чем по стандартной карте. мне ничего не мешает, только рельеф и направление. Но пока не мог избавиться от того, что хоть одну ошибку но допущу на дистанции. И как результат проиграл лидеру ровно время своей одной ошибки. Соревнования же проходили в три дня. Спринт, классика и гандикап около 9 км. На спринте не всё получилось, несколько раз по минуте убегал не туда куда надо. Так и не смог пока привыкнуть к их лесному спринту с масштабом 50.

 
На классике не адоптировался к 150-му масштабу, очень много ошибок из-за не добегания до района КП. Давно таких больших ошибок не допускал. Очень сильно расстроился из-за этого. Но всё обдумав начал настраиваться на гандикап. С моим отставанием у меня не было шансов на призовые места и я просто решил выполнить ориентирование. Без возможных грубых ошибок. получилось намного лучше чем предыдущие соревновательные дни. Хотя и были ошибки в основном под конец дистанции на коротеньких связках. Но по продолжительности не такие значительные. В общем и целом очень хороший сбор получился, жаль лишь, что близких людей не было рядом.
   Далее мы готовились к чемпионату РБ по спринтам и в эстафете. Проводили спринтерские тренировки и боролись с невыносимой жарой. Соревнования проходили в Минске. В один день утром была квалификация спринта и после обеда в самую жару организаторы решили проверить всех на выносливость и провести финал чемпионата РБ по спринту. Квалификацию бежали по городской карте с прилегающей парковой зоной. На разминке хорошо себя чувствовал, но именно той лёгкости и ощущения полёта не присутствовало у меня. Так как это было более раннее время для забега чем привычное для моего организма. Технически спринт оказался не сложным -"забеги за дом" и "бей беги по полю". Собственно ошибаться то и негде было, хорошо просматривал варианты на 2-3 КП вперёд и оставалось лишь бежать. А именно этого и не получалось сделать должным образом, да и не рассчитывал сразу всё выкладывать т.к. понимал, что чистое прохождение дистанции обеспечит мне квалификацию, и плюс сэкономлю силы для финала. И тоге в своём забеге занял 4-е место. Немного отдохнув и перекусив поехали на старт финала. на разминке понял, что "бежалка" закончилась утром. 
Жара  высушивала просто невыносимо. То и дело обливались водой в карантине и стартовом городке. Начало финальной дистанции спринта было неплохим и интересным, но я всё же допустил пару ошибок с вариантом и тем самым потерял все надежды на высокую позицию в итоговом протоколе. Затем дистанцию оставалось просто добежать т.к. она не отличалась особой сложностью, и даже напоминала кросс с картой вдоль длинных домов. На один из КП я пропустил нужную мне арку в таком длинном доме и мне пришлось полностью его оббегать, на этом я потерял больше минуты. В итоге низкая позиция в финишном протоколе.
 


На следующий день была эстафета чемпионата РБ. Проходила она в горнолыжном комплексе "Заячья поляна". Местность очень холмистая со средней проходимостью. Я стартовал на 2-м этапе. Получил эстафету 4-м. На первый КП зачем-то забрался на верхушку горы, которую можно было обогнуть и без набора взять КП. Вышел ровно на свой рассев, что и прибавило мне уверенности. Следующие пункты брал неплохо, но были недоработки по ориентирам в районе КП. И на протяжении всей дистанции не мог заставить себя бежать. Очень всё мешало, кусты, малинник, жара, ноги отказывались бежать в гору, пропустил вперёд одну команду. На зрительный КП был затяжной подъём по длинной поляне. Собрав все силы и волю я смог отработать в него и облившись водой побежал дальше. Но допустил ошибку на следующем КП. Выходя из леса на лыжную трассу приходилось переходить на шаг. Но я понимал, что нельзя сдаваться и, что от меня зависит командный результат. Найдя силы в себе я передал эстафету на 5-м месте. В результате мы так и остались на  5 месте.
   Перед чемпионатам РБ на средней и классической дистанциях я отправился на недельный сбор в Литву в г.Нида. Где провёл замечательный сбор и хорошо подготовился на качественный картах и технически разнообразным местностях.

 
 
А так же хорошо отдохнул на песчаных пляжах Балтийского бодрящего моря. Опять же жаль, что любимого человека не было рядом. Она выступала за честь страны на чемпионате Мира среди студентов в Чехии.

   В августе у нас проходил чемпионат РБ на средней и классической дистанции. Где собралась вся элита белорусского ориентирования. Чемпионат проходил в Полоцком районе на очень хорошей местности. Полоцкие организаторы всегда славились качественными картами и интересными дистанциями. Единственный минус это печать дистанции и качество печати карт в целом. Очень плохо была видна дистанция на средней дисциплине. Пункты сливались с рельефом в зелёнке и сложно было высмотреть нумерацию КП.  Первые 5-6 КП взял спокойно, достаточно уверенно, хоть и не на все 100% контролировал ситуацию и в последствии это "вылезло" в череду ошибок в более сложной технически, части дистанции. Ошибался много особенно в конце, уже начал ощущать и утомление, и бок прихватило в середине дистанции. Одним словом - не сложилось (т.е. двумя :). Не получалось ориентироваться так как в Ниде, потому, что там я бежал тренировки, но в соревновательном темпе, а тут уже выступал на чемпионате РБ и хотел показать результат и свою готовность. В общем в погоне за строчкой в протоколе перестал выполнять то, чему научился на сборах и то, от чего получал удовольствие.  
   На следующий день была длинная. Карта с различным характером местности от паркового с рельефом, до равнинного заросшего с болотами различной проходимости. Когда начал разминаться знал, что физически способен пробежать и не терять ориентирование из-за утомления потому, что его может не быть в конце дистанции т.к. я физически был готов. Дело оставалось как всегда за технической составляющей моего ориентирования. Но вот уже на 1КП планировщик проверил меня по полной. Технически сложный КП. Не чёткий контур второй и первой зелёнки в заболоченности. Из ориентиров одна горизонталь. В итоге пару минут уже подарил. Дальше просто продолжил ориентироваться, но на уходе была мысль лишь бы скорее выбежать из этих зарослей. И как следствие вылез не понятно где, точности не было, просто двигался по направлению. Дальше подловился около крупного ориентира. И понял, что таким выполнением ориентирования ничего не получиться. Собрался и постарался больше сконцентрироваться на выполнении технических приёмов ориентирования. Получалось волнообразно. То хорошо и чётко, то с ошибками. Местами пугали и выбивали из процесса сильные болотистые места. В результате много нахватал ошибок. Но был рад в конце тому, что всегда двигался и пробежал всю дистанцию в хорошем темпе и всё же приятная усталость радовала меня.

   В сентябре нас ожидали такие соревнования как  Кубок Клубов РБ. Которые проходили по новым картам в близи г. Рогачёв. Длинная дистанция в первый день и эстафета во второй. Местность преимущественно с мелкими формами рельефа. Открытая с наличие полей и пойм реки. В отдельных участках лес от средней до плохой проходимости. В первый день я столкнулся с такой сложностью как детализировать и сопоставить все объекты в районе КП. Их очень много, районы КП насыщены похожими ориентирами. то и дело прибегая в район КП я останавливался, что бы уточнить  какой именно из объектов мне нужен. И часто просто кружил около своего КП. Сами же перегоны били же в основном стандартны для РБ. Без особых интересных связок, одной длинны. Были и пустые вовсе перегоны в не менее пустые участки карты через поля. Но в целом карта очень качественно прорисована и вопросов нет. С некой суетливостью начал я своё движение по дистанции. Опять закрадывались желания и мысли о том, что пора показать свой результат. Но уж слишком часто допускал ошибки, пусть и не очень большие по времени но часто. Были перегоны где показывал достойное время. В итоге 9 место. Как строчка в протоколе наверное пока, что лучшая моя позиция на Кубке Клубов. Но если расценивать как мой результат выполнения ориентирования и прохождения дистанции, то я очень раздосадован. Зная сколько времени я потерял на своих ошибках. На следующий день предстояло бежать эстафету. Немного переиграв расстановку в своём составе я готовился бежать заключительный 3-й этап. Разминался и чувствовал что лёгкость была вчера на длинной, а сегодня уже придётся прибегнуть к своей "терпелке".

  
Ждал Виталика с первого этапа с таким же хорошим результатом как на Чемпионате, но он ошибся на первом же своём рассеве и потом догонял весь "паровоз". В результате передал эстафету лишь на 7-10 месте. точно не знаю. Были не полные команды впереди на и я получил эстафету вторым из зачётных составов. Начал очень уверенно, чётко всё контролировал и выходил на КП. Затем немного растерялся в пойме реки и допустил минутную примерно ошибку. Я знал, что за мной стартуем Дима Крюков и он не пробежал всю вчерашнюю длинную дистанцию и в случае борьбы он будет свежее меня. Где-то в середине дистанции за несколько КП до зрительного я выбрал рискованный и как оказалось очень медленный вариант, полез через зелёнку когда надо было её оббежать справа. Там я и пропустил Диму вперёд и лишь выдел его несколько перегонов впереди. За ним даже не пробовал удержаться т.к. ноги были уже не в той кондиции. Затем в насыщенном похожими объектами месте я допустил ошибку и не сразу вышел на свой КП. Где меня догнал соперник из Могилёва. То и дело я боролся с ним на протяжении нескольких КП. Ошибившись на зрительный я пропустил его на несколько секунд вперёд. Но уже нагнал на следующем КП. Так продолжалось почти до конца дистанции пока я не попался на рассеве и не отпустил окончательно его вперёд. Тем самым я понимал, что упускаю призовое место. Но я не сдался и продолжил бежать и выполнять надёжное ориентирование. Как часто замечать начал за собой в такой контактной борьбе у меня лучше получается ориентироваться. И я использовал это и чётко закончил свою дистанцию. И как оказалось мой соперник убежал в другую сторону. И таким образом наша команда заняла 3-е место. Вывод один, я всегда говорю его своим спортсменам, в ориентировании нужно бежать и соревноваться до конца и расслабиться можно лишь когда получили распечатку на финише ! Не скажу, что я доволен своим ориентированием был в те дни, даже бронза в эстафете это конечно хороший результат, но всегда есть к чему стремиться и что совершенствовать!
   И окончанием соревновательного сезона для меня стал чемпионат РБ на удлинённых дистанциях, Марафон ! 24км по рельефной местности Хатыньского леса. Это действительно было соревнование где я состязался с местностью, километражём и с самим собой ! Так получилось что за пару недель до марафона я немного простыл и понимал что я не на том коне и не в той форме что был летом, но я всё же решительно настроился бежать всю дистанцию. Была организована смена карт, много подпиток, что кстати тоже приятно порадовало за наш белорусский уровень! Начало дистанции складывалось хорошо, были лишь мелкие недочёты, но с такими рабочими моментами все пробегают длинные дистанции и даже с ними всегда есть шанс на хороший результат. Наверное самая грубая ошибка была в самом "жидком" месте, где на 150 масштабе в почти плоском месте поставили КП прямо под елку  и так что его не видно, и в придачу ко всему видимость ограничивал папоротник. Около 3 минут я там подарил этому КП. В остальном всегда бежал и ориентировался. Но в конце дистанции когда был длинный беговой перегон в примерно 3 км.   по дороге я начал ощущать явно выраженную усталость и боялся лишь одного, что появится судороги.
Мои опасения стали реальностью за 5 КП до финиша. И я просто перешагивая поваленные деревья ощущал жуткие судороги под коленями на внутренней части мышц. И тут я понял, что моё относительно хорошее время сейчас будет угасать на глазах. Я то и дело пытался бежать, так называемая интервальная ходьба у меня получалась на тот момент ! Где я 300 метров шёл пешком а потом 300 метров бежал, да и бегом это уже сложно было называть. В результате я добежал свою дистанцию и показал 10-й результат. И немного было обидно, что всё же физически на такую длину моего организма уже не хватило.

После марафона я уже начал восстановительный сезон. Хотя и принял участие в международных соревнованиях Кубок Литвы. Где я уже больше не старался показать свою готовность, а просто приехал получить удовольствие от бега по качественным картам и дистанция. не всё ровно складывалось на длинной дистанции в первый день. Я очень замёрз и допустил несколько грубейших ошибок. Но был доволен, что местами проходил дистанцию в хорошем темпе из в связке из нескольких КП. Тоже самое могу сказать и про среднюю дистанцию следующего дня. Карта супер, местность похоже очень на нашу. Но я так же получал ошибки и волнообразно ориентировался.


 


P.S.

   Всё в нашем спорте зависит не только от количества набеганных часов, не только от Вашего логического мышления и технических действий на дистанции. Очень важно,  если Вы живёте этим видом спорта, вы любите его и Вы получаете удовольствие от того, чем Вы занимаетесь по жизни, очень важно, что бы в Вашей повседневной жизни и личных отношениях с любимым человеком тоже всё было хорошо, тогда и в Вашей жизни в лесу на дистанции тоже всё будет хорошо. В природе есть прямая зависимость между такими вещами. Если Вы живёте этим, то Ваш результат на соревнованиях так же будет зависеть от Вашей непосредственной жизнедеятельность, настроения, самочувствия, эмоций и желаний !





 
 












Комментариев нет: